РУС УКР ENG До уваги наших клієнтів в Києві! Для врегулювання страхових випадків звертайтеся за адресою вул. Саксаганського, 38- Б.

Коментарі юриста

для газеты «Известия в Украине»

Что изменится для страхователей в связи с отменой ТО. Как ОСАГО оформлялось раньше, и как это будет происходить теперь? На кого ложится ответственность за неисправное техническое состояние автомобиля? Значит ли это, что страховщик вправе страховать любую непроверенную машину? Какие условия СК будут выдвигать автовладельцам?

Проверка наличия ТО Законом предусмотрена только для определенной категории транспортных средств. Ответственность за техническое состояние автомобиля, которое не используется в коммерческих целях, теперь полностью возлагается на владельца. При наступлении страхового события, если СК будет установлено (документально подтверждено) причинно-следственная связь между технической неисправностью обеспеченного автомобиля и наступивши событием (ДТП), СК произведет выплату страхового возмещения потерпевшему и будет требовать возврата денежных средств в пределах фактически понесенных затрат от страхователя. Наличие обязательного технического контроля автомобилей, которые подлежат обязательному ТО, будет проверяться СК при выдачи полиса.

СМИ уже опубликовали несколько прогнозов страховщиков. Есть версия о том, что на рынке ОСАГО произойдет передел: значительное увеличение объемов продаж получат СК, которые имеют партнерские отношения с СТО. Поддерживаете ли Вы этот прогноз? если да - то почему? Можно ли предсказать в процентном соотношении, как изменится рынок?

Что касается партнерских отношений с СТО, то каждая рыночная страховая компания, в приоритете у которой - качество обслуживания своих клиентов имеет договорные отношения с СТО, таким образом, имея возможность влиять на качественный сервис для своих клиентов, сроки оказания услуг, стоимость услуг. Отмена обязательного ТО сделает конкуренцию среди СК более прозрачной. В выигрыше будут страховые компании, которые имеют собственные СТО. Каким будет процентное соотношение - время покажет.

Что ждет страхователей? Будет ли увеличиваться стоимость ОСАГО? Если да - на каких условиях? Возможно, страховщики начнут вводить специальные коэффициенты для уточнения степени риска, и уже от них будут формировать новую цену?

Отмена обязательного ТО, по нашему мнению позволит более дисциплинировать автовладельцев, которые теперь будут самостоятельно нести ответственность за техническое состояние своего «любимца». Мнение об увеличении стоимости полисов ОСАГО не имеет под собой оснований в связи с отменой обязательного ТО. Все тарифы рассчитываются по Методике, где учтены все риски страховщика.

Для газеты «Аргументы и Факты»

Как теперь будет продаваться автогражданка, если ТО отменили, а талон о его прохождении нужен для оформления полиса? 

Проверка наличия ТО Законом предусмотрена только для определенной категории транспортных средств. Ответственность за техническое состояние автомобиля, которое не используется в коммерческих целях, теперь полностью возлагается на владельца. При наступлении страхового события, если СК будет установлено (документально подтверждено) причинно-следственная связь между технической неисправностью обеспеченного автомобиля и наступивши событием (ДТП), СК произведет выплату страхового возмещения потерпевшему и будет требовать возврата денежных средств в пределах фактически понесенных затрат от страхователя. Наличие обязательного технического контроля автомобилей, которые подлежат обязательному ТО, будет проверяться СК при выдачи полиса.

Скажется ли это на стоимости услуг страховщиков и почему?

Отмена обязательного ТО, по нашему мнению позволит более дисциплинировать автовладельцев, которые теперь будут самостоятельно нести ответственность за техническое состояние своего «любимца». Мнение об увеличении стоимости полисов ОСАГО не имеет под собой оснований в связи с отменой обязательного ТО. Все тарифы рассчитываются по Методике, где учтены все риски страховщика

Для газеты «Дело»

Насколько развита практика регрессных исков по ОСАГО и КАСКО в Украине? Назовите наиболее частые причины выставления СК встречного иска к страхователю на покрытие убытков, связанных с ДТП?

В последние 3 года страховые компании активизировались с правом реализации регрессных требований. Одни - в связи с политикой компании, другие - по требованию перестраховщиков, третьи - потому, что появились так называемые «коллекторы», которые остались без работы после кризиса, особенно в банковской сфере, и теперь переквалифицировались и предлагают свои услуги страховщикам. Что касается причин выставления СК встречного иска к страхователю или водителю обеспеченного автомобиля на покрытие убытков, связанных с ДТП, то по ОСАГО они четко определены Законом Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». А именно: 1) если он управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, под влиянием алкоголя, наркотических, психотропных или иных одурманивающих веществ; 2) если он управлял автомобилем без права на управление транспортным средством соответствующей категории; 3) если он после ДТП самовольно оставил место происшествия; 4) если он уклонился от проведения проверки на предмет установления факта употребления алкогольных напитков, наркотических или иных одурманивающих веществ; 5) если он употреблял вещества, указанные ранее, до определенной констатирующей проверки; 6) если ДТП определено в установленном порядке непосредственным последствием несоответствия технического состояния и оборудования транспортного средства требованиям Правил дорожного движения; 7) если он не уведомил о ДТП страховщика в установленные сроки. Также страховщик имеет право регрессного требования и к другим лицам, установленных Законом. Среди наиболее частых причин можно назвать несвоевременное уведомление страховщика о ДТП, самовольное оставление места ДТП и управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Реже, но также имеют место быть случаи, когда водитель управлял транспортным средством не имея соответствующей категории.

Насколько увеличилось число регрессных исков от СК по программам ОСАГО и КАСКО в первом полугодии 2011 года/в 2010 году(укажите в процентном соотношении)?

По программам КАСКО страховщик имеет право требования к виновному лицу или к страховой компании, в случае наличия у виновника ДТП полиса ОСАГО в пределах установленного законом лимита. Если же затраты страховщика превышают размеры установленных лимитов, то страховщик предъявляет иск к самому виновнику. Я не буду говорить о конкретных цифрах. Скажу только, что страховщики, которые предпринимают превентивные меры, имеют гораздо меньшую убыточность по КАСКО. К таким мерам следует относить: закрепление ответственных за страхование у страхователя- юридического лица, проведение с ним индивидуальной разъяснительной работы, составление памяток для водителей о порядке их действий при наступлении ДТП, закрепление за такими клиентами ответственных сотрудников со стороны страховщика и другие. В нашей компании достаточно внимания уделяется именно таким мерам. Если же говорить об ОСАГО, то тут немного сложнее с физическими лицами. Полис они приобретают, чтобы не штрафовали сотрудники ГАИ, а не для того, чтобы уберечь свои сбережения, поэтому не всегда выясняют требования законодательства и не знают своих действий в случае ДТП. При реализации полиса ОСАГО страховщики детально разъясняют такие требования, права и обязанности сторон, но не могут гарантировать, что все сказанное воспринято. По ОСАГО примерно на 40 % возросло число регрессных исков, то есть таких, которые предъявляются к страхователям по причинам, указанным в законе. Если же говорить о КАСКО, то страхователю проще получить выплату по КАСКО, если таковой договор у него имеется, нежели «тягаться» с компанией виновника. 

Насколько в условиях нестабильной экономической ситуации выросло в целом по страховому рынку число обращений СК к виновнику аварии с иском о возмещении ущерба(по программам ОСАГО и КАСКО)? 

Все зависит от политики СК в направлении работы с регрессами. Одни СК укрепляют штат юристов, другие же - отдают юридическим компаниям под процент, который все время возрастает или заключают договора уступки права требования. В данное время страховщики стали с большим пониманием относиться друг к другу при рассмотрении претензий в порядке регресса, что позволяет в досудебном порядке рассмотреть требования и возместить причиненный ущерб. При рассмотрении исков в судах имеется много подводных камней, что приводит к дополнительным затратам. Если ответчиком является физическое лицо, которое проживает в населенном пункте, куда ой как тяжело добираться, то естественно каждая СК определяет для себя, стоит ли реализовать право регресса, если возмещенный ущерб будет потрачен на командировки. В период экономической нестабильности суды принимали решения по искам страховщиков о взыскании размера причиненного ущерба с учетом материального состояния должника. Получить решение суда - еще не значит получить деньги. Значительно уменьшилось количество событий по финансовым рискам. Лица, которые брали кредиты в банках, не могли платить по обязательствам. Сейчас ситуация выровнялась.

Насколько в процентном отношении увеличиваются убытки, возмещение которых СК требует от виновника ДТП, если к порче имущества в момент аварии добавляются убытки, связанные со здоровьем(смертью) пострадавшей стороны?

Благодарить Бога, такие случаи встречаются не часто. Если говорить об ОСАГО (при наличии права регресса), то лимит ответственности страховщика за вред, причиненный жизни и здоровью возрастает вдвое, естественно и право требования к страхователю возрастает. Если же брать КАСКО, то данный вид не предусматривает страхование жизни и здоровья владельца.

Какой процент регрессных исков по программам КАСКО и ОСАГО страховые компании передали коллекторам в первом полугодии 2011? 

В конце прошлого года услуги коллекторов стали значительно дороже. Каждая компания сама определяет что для нее «дешевле»: содержать штат юристов или передать регрессные материалы коллекторам. Передать материалы коллекторам - не значит, что с ними не нужно работать по каждому конкретному случаю.

Рассмотрим ситуацию: Автомобиль, застрахованный по программе ОСАГО, виновен в столкновении с авто, застрахованном по КАСКО. 

Вопрос: Как страховая компания, продавшая КАСКО, компенсирует свои убытки, понесенные в результате повреждения автомобиля страхователя? Получит ли пострадавший, застрахованный по КАСКО, также и выплаты по своему полису ОСАГО? Опишите все возможные варианты. 

Потерпевший может решить свою проблему двумя способами: 1) решить все проблемы со своей СК, что очень выгодно, если он является ВИП-клиентом или не первый год страхуется, а также, если франшиза не предусмотрена или предусмотрена очень в небольшом размере. Страховая компания потерпевшего возмещает ему причиненный ущерб и после выплаты получает право регресса, которое дальше реализует через СК виновника. 2) Потерпевший может обратиться в СК виновника ДТП, где в течении месяца после получения всех документов, определенных Законом, принятия решения страховщиком о выплате - может получить возмещение. Но нужно помнить, что по КАСКО потерпевший может получить в зависимости от избранной им программы возмещение ущерба, который определяется по счету гарантийной СТО, рекомендованной страховщиком и гарантированно получить восстановленного «железного друга». По ОСАГО же размер ущерба определяется оценщиком или экспертом.

Для газеты «Экономические известия»

Можно ли говорить, что ситуация с регрессами в последнее время ухудшилась и требует разрешения (что происходило в последние кризисные годы с урегулированием регрессов на страховом рынке)?

Да, можно. Но ситуация усугубилась еще в начале нестабильной экономической ситуации в Украине (конец 2008 года). Одни страховщики стали неплатежеспособны и объявлены банкротами, для других - это был повод не платить в установленные Законом сроки или отсрочить выплату на неопределенное время, или производить выплату частями, или незаконно удерживать НДС. Такая ситуация длилась продолжительное время. Не всегда наличие взаимных требований приводило к взаимозачету долговых обязательств или выплате в обмен на выплату. Зачастую это личные взаимоотношения, угрозы фискальными или судебными органами. Неоднократно во время конференций, круглых столов, других мероприятий, которые проводились ЛСОУ, поднимался вопрос о законодательном или договорном урегулировании взаимоотношений страховщиков при реализации права регрессных требований.

Насколько, по вашему мнению, ситуации может помочь такой меморандум? Или же нужны более эффективные меры?

Подписав Меморандум, Страховщики сделали только первый шаг. За ним должно следовать подписание Меморандума всеми страховщиками- полными и ассоциированными членами МТСБУ, а также членами ЛСОУ. Меморандум предусматривает механизм взаимодействия между страховщиками, перечень предоставляемых документов, сроки выплаты. В частности, сокращен срок для выплаты при предоставлении дополнительных документов по запросу страховщика-должника. В части тех страховщиков, кто не подпишет Меморандум, нужны иные методы - то есть внесение изменений в Законы Украины «О страховании», «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств».